Измененные состояния сознания, которые можно развить тренировкой ума Здесь не будет ничего про прием веществ, поскольку все известные вещества либо порождают неукротимое дофаминовое влечение, либо дают ничтожный эффект по сравнению с тем, чего можно достигнуть умственными упражнениями. Влечение же устроено так, что с каждым разом снижает получаемое удовольствие, вплоть до его полного отсутствия и даже минус-эффекта. 1. Випассана, "видение-как-есть". Сама по себе випассана - АНТИ-измененное состояние, но на ранних этапах возникают разнообразные глюки. Единственное состояние, полностью лишенное влечения, и, соответственно, к нему невозможно привыкание/аддикция. Випассана учит отлавливать страдание на уровне сознания, а чем меньше страдания, тем, соответственно, больше счастья в каждом наблюдаемом объекте ума. То, что в психологии называют осознанностью, это тоже випассана, только сильно обрезанная, но и она работает с клинически доказанной эффективностью. Также випассана - единственный способ достижения нирваны (которую описать невозможно) и единственный известный способ борьбы с психическими болезнями - депрессией, тревожными расстройствами и т.д. И если прекратить психокомплексы и психозаболевания випассаной легко, то продвинутые состояния достигаются сложнее по сравнению с другими техниками. 2. Джханы, дхьяны - серия из 8 последовательных состояний, достигаемые сосредоточением/поглощением (самадхи) на одном объекте (в отличие от випассаны-наблюдения). Широко использовались в индуизме для всего подряд, затем Будда адаптировал две из них (2 и 3) для получения очень интенсивного счастья. Дхьяны являются дофаминовыми состояниями, поэтому к ним развивается привязанность, возможна несильная зависимость. Считается, что дхьяны усиливают випассану. Те трансовые состояния, которые не являются притупленностью, можно отнести к первой джхане. 3. Брахмавихары: метта(любящая доброта), каруна(сострадания), мудита(сорадование), упекка(равностность). Всё это - окситоциновые состояния, то есть близки к женскому уму в процессе грудного вскармливания, хотя могут быть существенно интенсивнее и сильно отличаться по характеру мыслей. Зависимость не развивается, но немного меняется хабитус. 4. Состояния отсутствия критики - недвойственность/адвайта/"природа будды"/невыразимая "истина" дзен/бодхи/внутренняя божественность. Чаще всего в эзотерических кругах просветленностью называют именно ее. Это НЕ нирвана и НЕ истина в ее научном, философском и общепринятом понимании. Субъективное ощущение истины и единства со всем сущим связана с отключением механизма критики в мозгу, а счастье - с тем, что человеку кажется, что он обладает абсолютным знанием, ему всё понятно и всё происходит как надо. Без склонности развить эти состояния сложно, со склонностью - очень легко, бывают даже спонтанные и травматические просветления. 5. Чакры/кундалини. Подстроечные ощущения ствола мозга усиливаются так, что начинают словно жить своей жизнью, локализуясь по ходу конечностей и позвоночника. Спектр самый разный, от отвращения до оргазма и блаженства, могут быть связаны с определенными физическими упражнениями, самадхи на дыхании или даже вызываться произвольно. Как и другие состояния, НЕ являются доказательством существования паранормальных энергий или вечной души. Развивается небольшая зависимость. 6. Пограничные состояния сна (бардо). Включают осознанные сновидения, бардо смерти и "память прошлых жизней", которые отличаются от снов ощущением абсолютной реальности происходившего, не прекращающейся и во время бодрствования. Считаются опасными, так как вроде бы может остановиться сердце. Но по свидетельствам известно только о случаях остановки кишечника и нейрогормональных расстройствах, что неприятно, но обратимо. 7. Аффекты. Просто чтоб было:) Аффекты гнева, сексуального возбуждения, страха, зависти достигаются без специальной тренировки. Тренированные аффекты считаются в ваджраяне источником энергии. #ИСС #випассана #осознанность #джханы #дзен #кундалини #недвойственность #адвайта #просветление #аффект #бардо